Не хвали сам себя, пусть народ похвалит тебя!.. Это старое доброе выражение нашего мудрого народа помогло мне настроиться на рассказ о воспитателе нашей школы, всячески избегающем встречи со мной. «Я – обычный человек, рядовой воспитатель, у нас много тех, кто лучше меня, я не люблю публичности!», – все это я периодически слышала от Колосовой Людмилы Ивановны, воспитателя с более чем 45-летним педагогическим стажем. Но я считаю, что в Год педагога и наставника именно о таких людях должен узнать наш город.
Итак, «...пусть народ похвалит тебя!». Обратимся к нему, к народу, за помощью. В Феодосийской санаторной школе-интернате есть методическое объединение воспитателей, которым руководит Малишевская Марина Александровна. На мой вопрос, сложно ли руководить такими профессионалами, она ответила: «Нет! Людмила Ивановна по сути своей – педагог! Она постоянно увлечена работой, всегда ищет что-то новое, стремится к лучшему. За 45 лет работы в педагогике не потеряла к ней интерес. Но самое главное – она любит детей и всегда надеется на положительный результат своей работы в будущем, ведь по специфике нашего интерната воспитывать приходится ребят далеко не из образцовых семей! А результат работы воспитателя никак не связан с последним звонком выпускников. Только после того, как он прозвенит для ребят в последний раз, начинает работать то, что отдано воспитанникам бескорыстно». Еще великий Ж.-Ж. Руссо говорил: «Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость...».
А что же говорят наши выпускники - воспитанники Людмилы Ивановны?
- «Я отдала бы все, чтобы вернуться сюда. Каждый день она рассказывала нам много нового и интересного, а если случалась какая-то сложная ситуация, она вселяла в нас веру, помогала в любое время дня и ночи, и мы были уверены, что все и вправду будет хорошо. И так и было!».
- «Очень часто Людмила Ивановна заставляла нас фотографироваться, а мы все отпирались. Сейчас, когда я уже закончила школу, я понимаю, на сколько это было важно, ведь это память...».
- «Мы часто выступали на школьных праздниках, танцевали, пели, для этого надо было много репетировать. Вы представить не можете, как нам этого не хотелось, но Людмила Ивановна говорила: "Надо!," и мы не смели ее подвести. Сейчас я бы все отдала, чтобы просто репетировать танцы с одноклассниками и слышать ее голос!».
- «Когда я оставалась ночевать в интернате, Людмила Ивановна перед сном рассказывала нам интересные истории про легендарных личностей из прошлого Феодосии, например, про Ивана Поддубного, а родители нам даже сказки не всегда читали в детстве».
Такие теплые слова можно услышать не только от ребят нашей школы. Людмила Ивановна – педагог-наставник с многолетним опытом, участник всех творческих групп по подготовке педагогов к республиканскому конкурсу «Воспитатель года».
Педагогический словарь говорит, что «наставник — это профессионал высокого класса, знающий образовательную организацию, имеющий опыт педагогической работы, и оказывающий помощь и поддержку молодым специалистам». Такой наставник особенно нужен сегодня молодому педагогу нашей школы Рыбас Валерии Сергеевне, классному руководителю 5-го класса, и подрастающему поколению пятиклассников, в котором работает воспитателем Людмила Ивановна в этом учебном году. Для молодого специалиста необходима своевременная поддержка. Если вовремя не помочь и не поддержать в нужной ситуации, могут возникнуть непредвиденные трудности. Но они уже не страшны Валерии Сергеевне: «После первой встречи с этой замечательной женщиной я поняла одно - я не одна. Она всегда подставит свое опытное плечо, внимательно выслушает и даст дельный совет, а после того, как с ней пообщаешься, начинаешь понимать, что и проблемы уже - не проблемы, и в душе нет места для грусти. Лишь одна ее улыбка может помочь собраться с мыслями. Работать с таким наставником одно удовольствие. Благодаря таким педагогам как Людмила Ивановна, дети находят себя, открывают в себе Человека, а молодые специалисты становятся Педагогами».
Более емко о Людмиле Ивановне сказала ее коллега по воспитательному «цеху» Миронова Галина Александровна: «Есть выражение «Человек с большой буквы! Так вот, если говорить о Людмиле Ивановне как о педагоге, то в этом слове все буквы большие!». Наверное, трудно добавить к этой характеристике что-то особенное. Но мне бы очень хотелось это сделать.
Для меня она настоящая Людмила – милая людям, красивая женщина! И красота ее удивительно плавно перетекает из внешней во внутреннюю. Возраст абсолютно бессилен в отношении этого человека. Иногда даже трудно отличить ее от «новобранцев»-пятиклассников, т.к. она невысокого роста, быстра и энергична в движениях! Она просто растворяется в детях, живет их проблемами. Поначалу мне казалось, что Людмила Ивановна была бы хорошей актрисой в театре юного зрителя, амплуа – травести, так как она умеет быстро войти в ситуацию, понять и передать эмоционально и образно любое состояние детской души. Часто в этом отношении я вспоминала известную фразу, приписываемую Уильяму Шекспиру,: «Весь мир – театр, а люди в нем – актёры!». Но как я ошибалась! Это не игра, это ее жизнь! Она искренне живет проблемами и трудностями своих подопечных, по-настоящему переживает их неудачи и промахи и абсолютно не боится в такой непростой момент взять ответственность за их жизнь! Она учит ребят верить в то, во что они сами верить боятся: в ее классе нет бездарных детей! Как умеет она радоваться победам воспитанников над самими собой! Прощальный вальс выпускников танцует весь ее класс, и прощальную песню ребята поют тоже в полном составе. Она сжигает себя, как свеча, чтобы не только согреть не обласканные жизнью неокрепшие души, но и показать им, что дорога в будущее - светлая. Чтобы по-настоящему понять всю искренность ее чувств к детям, надо видеть со стороны это общение... Она – как птица с широко распростертыми крыльями над своими птенцами!
Такую птицу знают все педагоги. А также знают и легенду о пеликане, жертвующем собой ради спасения жизни своего потомства. Издавна эта птица являлась символом самопожертвования, милосердия, наставничества еще с екатерининских времен. Сегодня пеликан является символом ежегодного конкурса «Учитель года России», в этом году – еще и логотипом 2023 года, объявленного Президентом РФ В.В. Путиным Годом педагога и наставника.
Интересен тот факт, что крылья пеликана очень тяжёлые и широкие. Защитить свое потомство, а тем более распахнуть их и взлететь, ему очень трудно. Но Людмила Ивановна, несмотря на тяжесть и сложность своей профессии, достигла больших высот, о которых свидетельствуют многочисленные ведомственные грамоты и благодарности. Но почему-то нет такой медали «За счастливое детство воспитанников!», а слова благодарности от них есть: «Я думаю, что дети, которых воспитывала и воспитывает Людмила Ивановна - самые счастливые люди!» (выпускница Бутко Анна). И эти слова дорого стоят! За ними – тернистая, но любимая педагогическая дорога длиною в 45 лет, на которой, склонив в уважительном поклоне головы, стоят с цветами в руках сотни воспитанников Людмилы Ивановны ... С благодарностью и любовью!
Людмила Хмара